23.10.2006

Основные алгоритмические конструкции.

Урок проблемный с применением методики ТРИЗ (9 класс)

Учитель:
Болталина Л. И.
29.12.2005 г.

Цель: Показать связь процессов управления канала передачи информации, которая описывается действиями формального исполнителя с составлением программ для формального исполнителя.

Научить находить способ выбора исполнителя для эффективного решения поставленной задачи.
Рассмотреть основные алгоритмические конструкции исходя из решения задач с применением методики ТРИЗ.

Конспект урока

1.      Организационный этап (1 минуты)

Визуальный контроль подготовки к уроку, проверка списка присутствующих на уроке.

2.      Мотивационный этап (2 минуты)

Отметить значимость изучаемой темы при умении рационального выбора алгоритма решаемой задачи, систематизации знаний алгоритмических конструкций.

Любую проблему можно решить. Особенно если у вас много денег. Возьмите деньги «из тумбочки», заплатите побольше – и вот вам новейшее оборудование, маркетинговые исследования и прочее, и прочее… А как быть, если платить не хочется или нечем? Надо научиться рационально решать поставленные задачи и добиваться цели своим умом. Для этого составлять наиболее оптимальный алгоритм решения проблемы. Открытия запатентованные

Примеры:

1).    Корпус системного блока мини-компьютера состоит из крышки и основания. Обе детали отливают из специальной пластмассы. Для крепления крышки к основанию используют винты-саморезы. Однако при многократном снятии крышки происходит разрушение резьбы в отверстии…

2)    Очень важно, чтобы в основе нового сайта была новая, интересная идея. Нужно придумать такую идею, найти или создать и разместить в сайте интересные и хорошо проиллюстрированные материалы. Назвать свой сайт коротким, емким и хорошо запоминающимся словом.

        Примеры задач можно продолжить, но как научиться их решать?

  Сегодня на уроке мы попытаемся с помощью некоторых обучающих приемов решить задачу о выборе алгоритмической конструкции. Для начала повторим некоторые понятия и проверим решение домашних задач.

3.      Повторение (15 минут, восприятие нового материала).

     Проверка домашнего задания: понимание алгоритмов управления, автоматических систем управления  и систем автоматического управления, определение алгоритма, свойства алгоритма. Проверка сопровождается демонстрацией схемы управления с помощью программы Power Point:

Вопросы:

  • Что такое управление? (Целенаправленное воздействие одних объектов (управляющих) на другие (управляемые))
  • Назовите объекты, которые являются участниками процесса управления (управляющие и управляемые).
    Вопросы к 1 слайду презентации «Решение задач»
  • Что такое алгоритм управления? (Алгоритмом управления называется последовательность команд по управлению объектом, приводящая к заранее поставленным целям).
  • Как называется процесс управления, когда управляющий объект не только отдает команды, но и принимает информацию от объекта управления о его состоянии? (При наличии обратной связи алгоритм должен быть более гибким.)
  • Какими могут быть процессы управления, и каким действием можно проконтролировать обратный процесс, процесс передачи информации управляющему объекту рассмотрим на примерах. Только ил управляющее воздействие имеет место быть?

Примеры задач с применением слайдов презентации «Алгоритмы управления» и других программ. Cлайды должны показать сложность процесса управления в случае применения обратной связи. Решение задач с помощью таблиц EXCEL и Visual Basic.

Задача 1. Простая ситуация: светофор разными цветами и автомобиль, движущийся по дороге, но часто происходят дорожно-транспортные происшествия. Каким должен быть процесс управление на дороге?

Задача 2.  В результате   биохимических процессов и биофизических процессов цветок подсолнуха поворачивается за солнцем. Назовите объекты управления.

Задача 3. Вычислить значения функции у=6/х на числовом промежутке [-3;3] и построить график.

Задача 4. Определить полный набор данных, сформулируйте алгоритм вычисления суммы сдачи от данных вами продавцу денег.

В 11 классе при изучении языка программирования Visual Basic мы вернемся к вопросу об алгоритме управления и создании кнопок управления с помощью программ на Visual Basic.

В качестве демонстрации  управляющего и управляемого объектов возьмем задачу об определении полного набор данных для алгоритма вычисления суммы сдачи от данных вами продавцу денег Для чего откроем проект, написанный на языке программирования Visual Basic.

Рассмотрим варианты задач, когда алгоритм создан для определенного исполнителя.

Что называется алгоритмом?

Какими должны быть команды алгоритма и сам алгоритм?

Задача 5. (Последовательно рассматриваются слайды презентации). Пусть формальным исполнителем будет знакомый уже вам Паркетчик. С помощью задачи, которую должен решить Паркетчик, рассмотрим различные варианты алгоритмических конструкций. А задача будет такой: Паркетчик должен дойти до красной плитки, пройдя через помещения, в которых он находится, не разбиться о стену и снять красную плитку. Вы должны кратко и четко давать команды исполнителю, используя, систему команд исполнителя Паркетчик, то есть команды «шаг вверх», «шаг вниз» и т.д.

Вопросы:

  • Назовите определение алгоритма. Чем отличается определение управляющего алгоритма от определения алгоритма вообще?
  • Назовите свойства алгоритма.
  • Можно ли сформулировать команды для исполнителя - компьютер? Компьютер – формальный исполнитель, то есть исполнитель, который выполняет команды, не понимая конечной цели. Команды для формального исполнителя должны быть краткими и четкими, содержать все возможные варианты ситуаций, возникающих при решении задачи.

Решение задачи 5. Презентация  «Исполнитель Паркетчик»

4.Новая тема (10 минут). Выбор основной алгоритмической конструкции с использованием методики ТРИЗ. Для записи структуры выбора алгоритма применяется схема. Ученики должны найти способ или прием для решения поставленной задачи. Учащимся задаются наводящие вопросы, можно сделать опору на слайды презентации, записи в тетради. Для заполнения схемы учащимся последовательно задаются вопросы:

  •  От чего зависит выбор алгоритмической конструкции?
  • Чем вы руководствуетесь, когда выбираете ту или иную алгоритмическую конструкцию?
  • На что следует обратить особое внимание при выборе алгоритмической конструкции?
  • Схема выбора алгоритмической конструкции
  • Постановка задачи
  • Входные данные и вычисляемые
  • Установить вид связи между входными данными и искомыми

5.Практическое задание (15 минут). Решение задач, приводящих к применению основных алгоритмических конструкций. Сформулировать какую алгоритмическую конструкцию необходимо применить для решения задачи …

Карточки с заданиями (два варианта)

Определить вид алгоритма для решения задач:

  • Назовите последовательность команд, которая поможет набрать в сосуд 7 л жидкости, имея  два кувшина емкостью 3 л и 5 л;
  • Злая мачеха дала падчерице два ведра 9 литров, 5 литров и наказала принести ровно 3 литра. Помогите  падчерице, составьте алгоритм действий.
  • Какими должны быть действия пилота, летящего над пожароопасным районом;
  • Назовите, обосновано причину, из-за которой вы не сможете пойти в школу.
  • Какая алгоритмическая конструкция имеет место быть в пословице
                      а) «Семь раз отмерь, один раз отрежь»;
                      б) «Куй железо, пока горячо».

Вопросы:

  • Какую алгоритмическую конструкцию следует применить к решаемой задаче?
  • Почему вы остановились именно на этой алгоритмической конструкции?
  • Есть ли другие варианты решения задачи?

6.Вывод (2 минут): Что нового вы узнали на уроке?

Назовите основные алгоритмические конструкции, которые применяются при решении, казалось бы, совершенно разнообразных задач. Приведите примеры заданий, которым вы знаете алгоритм решения.

Вывод. Где эти алгоритмические конструкции вы можете применить?

7.Домашнее задание. Стр. 194-199, № 5, 6

Задание на компьютере: Карточка – модуль для работы в интегрированной оболочке Pascal.

Таблица - клавиатура. Практическая работа.

Интегрированная инструментальная оболочка программы Turbo Pascal.

Цель: Научиться выполнять основные команды в ИИО.

Сведения. ИИО включает в себя: многооконный текстовый редактор, для обработки текстов программ на языке TP, компоновщик программ, отладчик программ, система  контекстной  информационной помощи (на английском языке), компилятор  (переводчик)  текста программ на языке TP в программу на машинных кодах.  Три области ИИО: область многооконного текстового редактора, "Меню" управления всеми  ресурсами ИИО, строка состояния.

Активным называется окно редактора,  ограниченное двойной,  белой рамкой.  На  этой рамке размещаются специальные символы для управления этим окном.  В середине верхней части рамки размещается имя файла. Справа и снизу окна расположены так называемые  полосы  прокрутки (скроллинга).     В правом верхнем углу размещается номер окна. Для работы в редакторе можно использовать любое количество окон, которые необходимо сначала "открыть". Любое  окно можно: открыть, закрыть,  сделать активным окном, изменить его размеры и положение на экране.  Когда Вы перейдёте из редактора в Меню,  курсор в  активном  окне редактора исчезнет. А в меню ИИО появится курсор, который представляет собой подсветку зелёного цвета одной из опций Меню.  Этот курсор  тоже можно  передвигать по Меню с помощью клавиш управления движения курсором.

Карточка-задание.

задание

ответ

выполнение

ответ

1

Определить вид алгоритма для решения задач:

Вариант I                                                                       Вариант II

Назовите последовательность команд, которая поможет набрать в сосуд 7 л жидкости, имея  два кувшина емкостью 3 л и 5 л;

 

Злая мачеха дала падчерице два ведра 9 литров, 5 литров и наказала принести ровно 3 литра. Помогите  падчерице, составьте алгоритм действий.

 

Назовите, обосновано причину, из-за которой вы не сможете пойти в школу.

 

Какими должны быть действия пилота, летящего над пожароопасным районом;

 

«Семь раз отмерь, один раз отрежь»;

 

«Куй железо, пока горячо».

 

 

задание

выполнение

оценка

2

Загрузить программу TURBO Pascal

Ucheba (D:\), Pascal,  , ок

 

Открыть новое окно

File New

 

Открыть окна файлов Probа.Pas, Proba9.Pas

File Open  Probа ок, File Open Proba9 ок

 

Расположить их встык

Window Tile

 

Закрыть окна NONAME00.PAS, Proba.Pas

Window Close

 

Развернуть окно Proba9.Pas  

Window Zoom

 

3

Написать свою первую программу, введя тексты на английском и немецком языках, используя программу Proba9.Pas

В программную строку 

Writeln(‘ Как тебя зовут?’); записать вопрос

 

Выполнить отладку программы (редактирование), для чего дописать команды алгоритма и исправить допущенные ошибки.

В следующую команду 

Writeln(‘ Меня зовут …’); записать ответ и т.д.

 

английский

немецкий

 

What is your name?
My name is …
Where do you live?
I live in Teploozyorsc.
How old are you?
I am … years.
What is your hobby?
My hobby is…
Who is your best friend?
My best friend is …

Wie heisst du?
Ich heisse …
Wo lebst du?
Ich lebe in Teploosoersk.
Wie alt bist du?
Ich bin … Jahre alt.
Was machst du gern?
Ich … gern.
Wer ist dein bester Freund?
Mein bester Freund ist …